Применение профилей при создании и эксплуатации региональной информационной системы ГИБДД МВД Республики Татарстан

Р.Н.Минниханов, Л.Б.Шигин

 

В настоящее время признано, что информационная инфраструктура любого уровня и назначения должна строиться на основе принципов и технологии открытых систем. В равной мере это относится и к региональной информационной системе (РИС) ГИБДД МВД Республики Татарстан, создание которой началось в 1992 году. Реализация технологии открытых систем должна включать целый комплекс научно-методических и организационно-технических мероприятий, важнейшим из которых выступает построение

профиля - согласованного проблемно-ориентированного набора стандартов информационных технологий. В данной статье рассматривается профиль региональной информационной системы ГИБДД МВД РТ. При проектировании и создании РИС ГИБДД

МВД РТ, опираясь на опыт эксплуатации предыдущих программно-аппаратных информационных комплексов, было решено выделить разработку профилей в самостоятельный процесс. Естественно, что профили стандартов носят прикладной характер и могут быть специфичны для каждой организации. Хотя в общих требованиях

к профилям стандартов содержится предложение по использованию официально утвержденных стандартов, специфика прикладной области может и не иметь аналога среди них, поэтому профили ИС могут включать в себя внутриведомственные стандарты организаций и содержать дополнительные требования. Требования, изложенные в соответствующих профилях, оказывают существенное влияние на дальнейшую реализацию проекта. Построение и применение профиля является достаточно сложной задачей, для решения которой необходим тщательный анализ предметной области и привлечение опытных специалистов. К разработке профиля региональной информационной системы ГИБДД МВД РТ был привлечен коллектив сотрудников Центра открытых систем ИРЭ РАН (г.Москва) во главе с его руководителем профессором А.Я.Олейниковым. Для решения задачи построения и применения профиля необходим тщательный анализ предметной области. Кроме того, комплексное решение проблемы требует создания целого ряда подсистем поддержки, необходимых для проектирования и применения профиля. К ним относятся отраслевая система стандартизации, отраслевая

система сертификации и система защиты информации. Создание профиля позволяет строить и развивать систему наиболее экономичным образом. Если все программно аппаратные средства, поставляемые различными производителями, соответствуют профилю то есть выполнены в соответствии с необходимыми стандартами, они будут работать в единой среде, где будет обеспечена переносимость приложений, взаимодействие и функциональная расширяемость. В то же время подчеркнем, что вопросы прямой экономической выгоды от разработки и внедрения ИС для подразделений ГИБДД (как и для других подобных государственных организаций) являются второстепенными, а на первый план выдвигаются вопросы оперативного и качественного обслуживания, своевременного представления достоверной информации и т.д. При решении поставленной задачи нами учитывалось, что РИС ГИБДД МВД РТ является составной частью информационной системы МВД РТ, а также ФИС МВД России, взаимодействует с федеральными, региональными, республиканскими и местными органами управления, ведомствами и организациями. Для проведения анализа информационной инфраструктуры РИС были определены основные задачи, стоящие перед ней. К ним относятся:

- сокращение времени доступа к учетной информации (регистрация АМТС, выдача водительских удостоверений, регистрация угонов и т.д.), включая территориально распределенные и мобильные подразделения;

- введение возможности аналитической обработки информации;

- интеграция гетерогенных технических, программных и информационных средств РИС ГИБДД;

- осуществление многопользовательского доступа к ресурсам РИС (масштабирование по числу пользователей и по числу решаемых задач);

- обеспечение иерархии построения ресурсов;

- обработка информации в режиме реального времени многими пользователями;

- интеграция РИС ГИБДД МВД РТ в единое информационное пространство МВД РТ и МВД России;

- решение задачи автоматизации управленческой деятельности отрасли с целью кардинального сокращения времени, необходимого на прохождение информации, требующейся для принятия решения;

- введение единого стандарта работы с электронными документами, учитывающего существующую нормативную базу и обеспечивающего защищенность, управляемость и доступность документов;

- автоматизация и повышение эффективности работы сотрудников и подразделений путем внедрения специализированных приложений и средств поддержки групповой работы;

- выполнение транспортных функций при информационном обмене между объектами системы образования, а также между ними и внешней средой.

Исходя из сформулированных задач, были выделены основные элементы информационной инфраструктуры РИС ГИБДД МВД РТ:

- информационные и вычислительные ресурсы МВД РТ (ИВЦ, электронные архивы, базы данных, АРМы и т.д.);

- информационно-управляющие системы и подсистемы подразделений УГИБДД МВД РТ;

- информационно-управляющие системы и подсистемы территориальных органов ГИБДД;

- распределенные информационные ресурсы (электронные библиотеки, базы данных, Web ресурсы и т.д.);

- удаленные пункты (центры) доступа к информационным ресурсам;

- внешняя среда, включающая информационно-управляющие системы других федеральных и региональных органов, взаимодействующих с МВД РТ, государственные информационные ресурсы.

Выделим основные особенности использования принципа стандартизации при построении РИС. Данная система предназначена для эффективного управления отраслью на всех уровнях: республиканском, территориальном и подразделений.

Она призвана объединить УГИБДД и подразделения в единое информационное пространство, включающее в себя информационные системы подразделений и УГИБДД, которые взаимодействуют по единому стандарту через общую среду доступа. В ней применяются гетерогенные вычислительные, информационные и программные средства.

 

Важными особенностями РИС ГИБДД МВД РТ являются:

- распределенная структура - РИС включает множество подразделений различного уровня, расположенных по всей территории Республики Татарстан;

- широкий спектр направлений деятельности, подлежащих автоматизации (регистрация АМТС, учет выдачи водительских удостоверений, регистрация угонов, ДТП, и т.д., включая задачи управления, бухгалтерского учета, капитальное строительство, материально-техническое и информационное обеспечение, управление образованием и кадрами, внешнеэкономические связи и ряд других направлений);

- разнообразие парка вычислительных средств, сетевого оборудования и базового программного обеспечения;

- большое количество приложений специального назначения.

На основе анализа были вычленены основные функциональные требования, предъявляемые к РИС:

- открытость, то есть совместимость со всеми современными стандартами, поддержка

Internet/Intranet технологий, а также возможность наращивания функциональности;

- интегрируемость, то есть система должна интегрировать в единой распределенной информационной среде;

- масштабируемость и адаптируемость к изменяющимся условиям - возможность наращивания технических и ресурсных характеристик системы и адаптация системы к изменяющемуся составу и структуре технических и программных средств;

- переносимость, или способность работать на различных аппаратных платформах, операционных системах, серверах баз данных;

- возможность легкой настройки на нужды конкретной организации;

- локализация, то есть поддержка национальных требований и стандартов.

 

На основании перечисленных функций и задач, стоящих перед РИС ГИБДД, стало возможным выделить основные объекты функциональной стандартизации:

1. используемые протоколы и форматы передачи данных;

2. протоколы и форматы обмена данными с внешней средой.

3. применяемые при построении РИС технические и программные средства: профиль (набор характеристик) типового объекта РИС ГИБДД, профиль (набор характеристик) информационных средств и систем.

Решение задач 1,2 является предметом построения Профиля РИС. Задача 3 может решаться при построении Профиля технических средств, входящих в РИС, Профиля программных средств, используемых РИС, Профиля типового объекта РИС, а также при построении Профилей конкретного объекта. Профиль типового объекта РИС и Профиль

типовых программных и информационных средств и систем, функционирующих с использованием РИС, составляют вертикальный субпрофиль Профиля РИС, а Профили конкретных объектов - горизонтальный субпрофиль РИС (Рис.1).

Следует отметить, что практическое построение систем гарантированной защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС) представляет собой сложную задачу. Известно, что в общем виде задача обеспечения безопасности в АИС относится к алгоритмически неразрешимым проблемам. В силу ряда причин сегодня сложилась ситуация, при которой можно говорить об известном "кризисе обеспечения безопасности современных компьютерных систем".

В общем случае средства и системы обеспечения безопасности в любой информационной системе должны рассматриваться как ее неотъемлемая часть. Следовательно, множество стандартов и спецификаций в области безопасности

являются подмножеством базовых стандартов и профилей, определяющих функционирование системы. В ряде случаев, однако, в силу важности проблем

информационной безопасности (ИБ) для конкретной предметной области следует выделить профиль безопасности как специфическое подмножество базовых стандартов и спецификаций, определяемое на основе отдельного документа. В данном случае и был создан такой документ - Профиль безопасности РИС. Для решения данной задачи были определены основы политики информационной безопасности, направления защиты информационных объектов, классификация угроз, виды защиты и нормативно-правовая база подсистемы защиты информации. Положения настоящего Профиля применяются в подразделениях УГИБДД при решении задач:

- обеспечения сохранности информации;

- обеспечения целостности информации;

- обеспечения конфиденциальности информации;

- обеспечения значимости информации;

- обеспечения доступности информации.

В целом РИС ГИБДД представляет собой совокупность программных и сетевых решений трёх составляющих ее уровней (Рис.2):

- уровня "Центр" - ИС Управления ГИБДД МВД РТ;

- уровня "Домен" - ИС межрайонных экзаменационно-регистрационных подразделений (МРЭП);

- уровня "Район" - ИС районных подразделений ГИБДД.

ИС различных уровней решают характерные задачи соответствующих подразделений ГИБДД, а также интегрируют систему в общее информационное пространство РИС.

В рамках такой структуры обеспечивается:

- единообразие хранения данных и программных решений;

- актуальность информации на всех уровнях РИС;

- максимальная гибкость, настраиваемость и переносимость (масштабируемость) программных решений;

- организация учета и контроля доступа в масштабах всего региона;

- защита и контроль данных.

На каждом уровне РИС представляет совокупность подсистем, образующихся из программных решений, предназначенных для выполнения определённых, характерных для данного уровня, задач. Каждая подсистема, в свою очередь, состоит из системы, которая непосредственно реализует задачу, и систем, обеспечивающих её функционирование, - систем защиты, контроля доступа, стандартного окружения, фоновой криминальной проверки. Система защиты обеспечивает проверку параметров

защиты (длина пароля, частота его смены и управления доступом к задаче). Система контроля доступа обеспечивает фиксацию вносимых изменений в базу данных с учетом прав доступа и существа изменений. Система стандартного окружения организует настройку пользовательского окружения на конкретного пользователя. Система фоновой кримпроверки организует проверку лиц, транспортных средств и документов по базам розыска в фоновом (независимом от оператора) режиме. Кроме этого, каждая подсистема имеет решение для нескольких уровней функциональности (в порядке уменьшения прав доступа к функциональности системы):

- администратора подсистемы;

- ответственного лица;

- оператора;

- инфопользователя (внешнего по отношению к системе потребителя информации, имеющейся в РИС).

Как правило, функциональность низлежащих уровней поглощается верхним уровнем. Уровень инфопользователя является шлюзом для внешнего мира по отношению к РИС и

предназначен для пользователей из организаций, находящихся вне структуры ГИБДД, таких как МВД, ФСБ и др. Таким образом, созданная на основе принципов открытых систем и в соответствии с требованиями разработанных профилей РИС ГИБДД МВД РТ - это информационная система, охватывающая все аспекты деятельности ГИБДД, позволяющая гибко реагировать на все изменения нормативных документов и требований времени, такие как:

- введение учета балльной системы нарушений, а затем отмена ее;

- более жесткий и логически правильный учет криминальных совпадений во всех без исключения задачах;

- переход на новые стандарты государственных номеров и водительских удостоверений;

- введение инструментального техосмотра;

- оперативное предоставление информации о собственниках транспортных средств в налоговые органы и т.д.

Для того, чтобы затраченные усилия по разработке профилей не остались только этапом в жизни РИС, в настоящее время ведется работа по их утверждению и введению в действие приказом Министерства внутренних дел Республики Татарстан.

 

Литература

1. Биряльцев Е.В., Минниханов Р.Н. Опыт разработки и эксплуатации информационной системы УГАИ МВД РТ: Тез.докл. второй Междунар. Конф. "Развитие и применение открытых систем". - Петрозаводск, 25-28 сентября 1995 г . - С.49-50.

2. Гараев М.З., Минниханов Р.Н., Шигин Л.Б. Реализация информационной безопасности в РИС ГИБДД МВД

РТ. - Научно-практической конференции по актуальным вопросам информатики, вычислительной техники

и информационной безопасности: Тезисы докладов, Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та (КАИ), 2001, С.52-53.

3. Герасименко В. Защита информации в автоматизированных системах обработки данных. В 2-х кн. М.: Энергоиздат, 1994, 400 с.

4. Гуляев Ю., Олейников А. Технология открытых систем - основное направление информационных технологий /Информационные технологии и вычислительные системы, М.: ИТ и ВС, 1997, № 3.- С.4-14.

5. Защита информации в открытых системах: Тез.докл. III Межд. Конф. "Развитие и применение открытых систем". Доенин Г., Жданов В., Олейников А.Я., 1996, 22- 26 апреля, С.166-167.

6. Минниханов Р.Н. О модели информационной безопасности региональной автоматизированной системы

ГИБДД МВД РТ: Тез. Докл. 8-го Межд. Науч.-техн. семинара "Проблемы передачи и обработки информации в сетях и системах телекоммуникаций" - Рязань, 27 сент.-1окт. 1999 г . - С.53-55.

7. Теория и практика обеспечения информационной безопасности.Под ред. П.Д.Зегжды. М., 1997

 

Адрес-http://www.imvs.ru/imvs/itvs/3_03/page55_60.pdf

 

 

ГИБДД подключится к Федеральной информационной системе через GPRS каналы ОАО ВымпелКом    11.08.2005

ОАО "ВымпелКом" предоставит услугу "Корпоративный GPRS-доступ" сотрудникам ГИБДД для оперативного доступа к новой Федеральной информационной системе Госавтоинспекции на территории 68 регионов Российской Федерации. Сообщает пресс-служба компании.

Данный проект реализует возможность оперативного доступа сотрудников ГИБДД к новой Федеральной информационной системе (ФИС) ГИБДД, разработанной по заказу Министерства Внутренних Дел РФ.

ФИС ГИБДД интегрирует специализированные базы данных ГИБДД и МВД России, содержащие информацию об угнанном, похищенном, используемом в преступных целях транспорте, о разыскиваемом оружии, о лицах, привлекавшихся к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения, лишенных права на управление транспортным средством, а также о лицах, находящихся в федеральном розыске.

Система способна предоставлять информацию в условиях отсутствия проводной телефонной и радиосвязи – с использованием GPRS подключения, что особенно важно для отдаленных районов страны. Доступ к системе по GPRS каналам "Билайн" позволит сотруднику ГИБДД, оснащенному специальным переносным устройством, например, смартфоном, сделать запрос о проверке интересующих его данных и в режиме реального времени оперативно получить необходимые сведения. Услуга будет использована сотрудниками ГИБДД на стационарных постах дорожно-патрульной службы, в составе автопатрулей и на контрольных постах милиции.

Мобильный доступ к федеральной информационной системе ГИБДД успешно протестирован в Центральном, Северо-Западном, Южном Федеральных округах, и услуга будет предоставляться во всех регионах, где у "Билайн" есть внутрисетевой GPRS-роуминг для пользователей корпоративного GPRS-доступа.

 

Адрес-Sotovik.ru

12.10.2006 12:06 В ГАИ Беларуси создается единая информационная система.

В Госавтоинспекции Беларуси создается единая информационная система. Об этом сообщил на брифинге заместитель начальника УГАИ МВД Игорь Ваницкий.

По его словам, одним из приоритетов деятельности ГАИ, направленной на повышение безопасности на дорогах, является дальнейшее техническое оснащение подразделений современными оборудованием и средствами. В частности, планируется, что уже к концу 2006г. будет создана единая информационная система в масштабах республики. Это позволит всем подразделениям оперативно использовать единую базу данных, в том числе для идентификации транспортных средств, на которых совершены нарушения. А наличие портативных компьютеров, которыми планируется оснастить экипажи ДПС, даст возможность на месте решать вопросы административной практики по совершенным ДТП.

Также повышению эффективности контроля будет способствовать применение подвижных и стационарных технических средств фото- и видеофиксации, автоматической регистрации нарушений. Продолжается закупка и оборудование системами видеоконтроля и видеонаблюдения улиц городов. В настоящее время они уже установлены практически на всех главных магистралях белорусской столицы. Все эти мероприятия позволят повысить оперативность в раскрытии происшествий и правонарушений, а также эффективность работы ДПС в целом по обеспечению безопасности дорожного движения.

Пока же обстановка на дорогах республики остается напряженной. За 9 месяцев 2006г. зарегистрировано более 5570 дорожно-транспортных происшествий, в которых 1083 человека погибли и 6100 получили ранения различной степени тяжести. Наиболее неблагоприятная обстановка наблюдается на дорогах Минской области.

Адрес-http://www.souyzinfo.ru/ru/in_focus/news/index.php?from4=70&d4=94862

База данных:
База данных ГИБДД Московской области на Январь 2006 года.

 

Регион:

Московская область

Рубрикатор:

ГИБДД (ГАИ), Водительские удостоверения, ДТП, Угон

Название:

База данных ГИБДД Московской области на Январь 2006 года.

Выпуск базы данных:

Май 2006г.

Поступление базы данных:

Июнь 2006г.

Цена:

1500 руб.

Описание:

База данных ГИБДД по Московской области содержит информацию по всем зарегистрированным на территории Московской области автотранспортным средствам начиная с 1960 года по Январь 2006 года.

Мощная поисковая система базы данных ГИБДД - 2006  (Московская область) обеспечивает поиск по любым параметрам:

·                        регистрационный номер;

·                        номера агрегатов;

·                        модель;

·                        цвет;

·                        дата регистрации / снятия с учета;

·                        ФИО владельца;

·                        паспортные данные;

·                        адрес;

·                        дата рождения;

·                        контактный телефон;

·                        и т. д.

Технические характеристики:

Операционная система - Windows.

Адрес -  http://www.mosbd.ru/product_710.html

 

 

Законодательство - Распоряжения

 

Распоряжение Премьера Правительства Москвы

от 23 октября 1998 г . N 1179-РП

"О разработке и внедрении целевой программы Единой

информационно-технологической системы Управления Государственной

инспекции безопасности дорожного движения ГУВД г. Москвы

на период 1998-2005 гг."

(с изменениями от 6 октября 2000 г .)

Во исполнение постановления Правительства Москвы от 30 декабря 1997 года N 940 "О работе Управления Государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы" и в целях создания единой информационно-технологической системы Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее ГИБДД) ГУВД г. Москвы:

1. Одобрить концепцию целевой программы Единой информационно-технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы на период 19982005 гг., представленную ОАО "МКНТ" (приложение).

2. Определить ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (ОАО "МКНТ") Городским заказчиком разработки и внедрения целевой программы Единой информационно-технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы на период 1998-2005 гг. (далее - Единая ИТС ГИБДД).

3. Определить УГИБДД ГУВД г. Москвы пользователем Единой ИТС ГИБДД.

4. Поручить ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" в месячный срок провести конкурс для определения головного исполнителя по разработке и внедрению целевой программы Единой ИТС ГИБДД и заключить договора с пользователем и головным исполнителем на разработку и внедрение целевой программы Единой ИТС ГИБДД, разработку технорабочих проектов поэтапного внедрения Единой ИТС ГИБДД и создание испытательного технологического комплекса Единой ИТС ГИБДД.

5. Финансирование мероприятий, указанных в п.4 настоящего распоряжения, осуществляется за счет средств целевого бюджетного фонда безопасности дорожного движения.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В.

И.о. Премьера Правительства Москвы Б.В.Никольский

 

Приложение

к распоряжению Премьера

Правительства Москвы

от 23 октября 1998 г . N 1179-РП

Концепция целевой программы

Единой информационно-технологической

Системы ГИБДД ГУВД г. Москвы

(шифр "Беркут")

I. Введение

Обстановка с обеспечением безопасности дорожного движения в г. Москве остается сложной. В 1997 г . в Москве произошло 7133 серьезных и 62080 мелких дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 925 и пострадало 7664 человека. Превышение скорости было зафиксировано около 809000 раз, нарушений правил обгона - 167000, нарушений правил проезда перекрестков - 568000. За различные нарушения в течение года было наказано 3964347 водителей и 1196095 пешеходов. При этом 21043 лишены прав на длительный срок, в том числе 893 - за дорожно-транспортные происшествия, а остальные - за пьянство за рулем. Правительство Москвы приняло постановление от 30.12.97 N 940 "О работе Управления Государственной автомобильной инспекции ГУВД г. Москвы", в котором предусмотрен ряд мер по улучшению организации и управления дорожным движением, снижению уровня аварийности и травматизма. Для реализации этого постановления ЗАО "РосИнформ" разработало и предлагает концепцию целевой программы Единой информационно-технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы (шифр "Беркут") на период 1998-2005 гг.

II. Основные цели и задачи

Основная цель концепции - обеспечение более высокого уровня управления дорожным движением и защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий. Основной технической задачей, решаемой в рамках предлагаемой концепции, является создание на современной основе единой информационно-технологической системы, позволяющей подразделениям ГИБДД успешно решать задачи выявления, фиксации, контроля и профилактики нарушений правил дорожного движения в г. Москве.

III. Функциональная схема Единой ИТС ГИБДД

Единая ИТС ГИБДД будет состоять из следующих основных функциональных блоков:

- блок идентификации движущихся в потоке транспортных средств и определения скорости их движения;

- блок проверки идентифицированных транспортных средств на предмет наличия информации о них в различных базах данных ГИБДД;

- блок учета административных взысканий, наложенных на участников дорожного движения, и контроля оплаты штрафов;

- блок размещения и хранения информации для оперативных и долгосрочных целей в информационном хранилище;

- коммуникационный блок;

- блок интеграции баз данных ГИБДД с базами данных ГУВД и МВД, а также с другими информационными системами ГИБДД и ГУВД по городским и федеральным программам.

Рассмотрим более подробно назначение и принципы функционирования каждого из этих блоков.

3.1. Блок идентификации движущихся в потоке транспортных средств и определение скорости их движения

Техническую основу этого блока составляют два различных прибора - прибор дистанционной идентификации номерных знаков движущихся в потоке транспортных средств (прибор "Кобра-ГАИ") и прибор контроля нарушения скоростного режима движения транспортных средств (прибор "ПКС-4"). Сейчас оба прибора существуют и работают независимо. К 1999 году эти приборы будут функционально объединены в один прибор, который в дальнейшем будем условно называть Универсальным прибором.

3.2. Блок проверки идентифицированных транспортных средств на предмет наличия информации о них в различных базах данных ГИБДД

Видеоизображение движущегося в потоке транспортного средства передается в персональный компьютер, расположенный на стационарном посту-пикете или в патрульном автомобиле ГИБДД. Там в автоматическом режиме за время порядка 0,04 с. распознается номер этого транспортного средства, который сверяется с номерами, содержащимися в различных базах данных ГИБДД (таких, как "Техосмотр", "Угон", "Розыск", "Штрафы", "Запрет на въезд" и др.). При нахождении соответствия выдается команда на остановку транспортного средства и основание для этого действия. Естественно, что время, затраченное на такую проверку существенно меньше, чем время подъезда транспортного средства к посту. Современные технические средства и компьютерные технологии вполне удовлетворяют этому временному промежутку. При определении Универсальным прибором превышения скорости, сначала выдается сигнал об остановке транспортного средства, а затем происходит проверка по базам данных ГИБДД.

3.3. Блок учета административных взысканий, наложенных на участников дорожного движения, и контроля оплаты штрафов

Работа этого блока основывается на выдаче:

1) талона "прохождение технического осмотра" на чиповой пластиковой карте на все транспортные средства, зарегистрированные в г. Москве во время прохождения ими очередного технического осмотра в 1999 г .;

2) талона "Временное разрешение на право управления транспортными средствами", также на чиповой пластиковой карте.

На эти карты помещается зашифрованная информация о регистрационных данных транспортного средства, дате и результатах технического осмотра и зашифрованная информация о водителе из его водительского удостоверения. Одновременно с выдачей карт создаются полномасштабные базы данных по всем транспортным средствам, прошедшим технический осмотр в Москве, и водителям транспортных средств. Эти базы данных можно использовать как для оперативных, так и для долговременных целей.

Выдача таких карт и создание баз данных решает проблему подделки талонов прохождения технического осмотра и водительских удостоверений, так как вся информация о них находится на картах в зашифрованном виде.

Персонализация всех карт происходит в центральном эмиссионном центре ГИБДД. Это устраняет возможные злоупотребления при выдаче карт. После остановки транспортного средства на посту-пикете или ином месте инспектор ГИБДД просит водителя предъявить документы и, используя автономный считывающий терминал для пластиковых карт с чипом, просматривает информацию о водителе и транспортном средстве. При необходимости наложения административного взыскания (штрафа) на водителя, сотрудник ГИБДД вставляет карту водителя в терминал, набирает код штрафа, дату, время и сумму штрафа и нажимает кнопку "ШТРАФ". Терминал записывает наложение взыскания на чип карточки "Временное разрешение на право управления транспортными средствами" и в собственную внутреннюю память. После окончания смены все наложенные взыскания переписываются в компьютер поста-пикета, а оттуда - в центральную базу данных (информационное хранилище).

При оплате штрафа в Московском банке Сбербанка Российской Федерации водитель предъявляет свою карточку "Временное разрешение на право управления транспортными средствами" и штраф "гасится" с помощью терминала кассира, а информация о погашении в конце рабочего дня направляется в базу данных ГИБДД. При просмотре карточек водителя остановленного транспортного средства инспектор ГИБДД получает информацию о наложенных и непогашенных административных взысканиях у водителя, которые были ранее внесены в карту "Временное разрешение на право управления транспортными средствами". После прохождения определенного срока (например, двух недель) с момента наложения административного взыскания, данные о водителе (если нет информации из отделения Сбербанка об уплате штрафа) поступают в оперативную базу "Штрафы". Все водители, находящиеся в оперативной базе "Штрафы", разыскиваются: автоматически по номерам тех машин, которыми они управляли в момент наложения административного взыскания; при каждой проверке временного разрешения на право управления транспортным средством всех водителей в автономных считывающих терминалах. Информацию о наложенных административных взысканиях можно хранить сколь угодно долго.

3.4. Блок размещения и хранения информации для оперативных и долгосрочных целей в информационном хранилище

Для предварительной подготовки информации для загрузки данных в информационное хранилище необходимо создать интерфейсы для каждой независимо построенной базы данных ГИБДД, что при сегодняшнем состоянии развития программного обеспечения представляет вполне реальную задачу по времени исполнения и существующим ресурсам. Предварительно подготовленная информация от каждой используемой базы данных поступает по каналам связи в Центральный узел (ЦУ), где происходит ее окончательная "укладка" в автоматическом режиме в информационное хранилище. Примерно аналогичную работу нужно проделать и для подготовки информации к выдаче ее на стационарные посты-пикеты и патрульные машины. Сотрудники Центрального узла, кроме функций административного управления и поддержания актуальности информационного хранилища, должны обеспечивать эксплуатацию локальной сети ЦУ, коммуникационной системы, систем безопасности хранилища.

3.5. Коммуникационный блок

Этот блок обеспечивает как доставку собранной информации в хранилище, так и доставку обработанной информации из хранилища стационарным постам-пикетам и патрульным машинам. Физическое создание сети получения и дистрибуции информации (прокладка "последней мили" и др.) и эксплуатация ее может производиться специально созданной для этого группой, что значительно сократит очень весомые затраты на прокладку коммуникаций и оплату ежемесячного трафика информации от исходных баз до ЦУ и от ЦУ до оконечных устройств.

3.6. Блок интеграции баз данных ГИБДД с базами данных ГУВД и МВД, а также с другими информационными системами ГИБДД и ГУВД по городским и федеральным программам

В настоящее время на стадии реализации находится ряд программ Управления ГИБДД, ГУВД и Правительства Москвы, позволяющих использовать определенные их части в структуре Единой ИТС ГИБДД как для снижения стоимости создания ее отдельных блоков, так и для расширения ее функциональных возможностей (например, программа "СТАРТ", программа "Карта москвича", программа развития межрегионального информационного центра Правительства Москвы и др.)

IV. Этапность внедрения

Предполагается два основных технологических этапа внедрения Единой ИТС ГИБДД:

- установка и опытная эксплуатация Универсальных приборов на МКАД - 1998-1999 гг.;

- установка и эксплуатация Единой ИТС ГИБДД на основных городских магистралях - 1999-2005 гг.

V. Схема финансирования

В финансовом плане программа строится из расчета самофинансирования. При этом предполагается, что средства от штрафов, собранные с помощью Универсальных приборов Единой информационно-технологической системы ГИБДД ГУВД г. Москвы, будут поступать на внебюджетный счет материально-технического обеспечения безопасности дорожного движения и направляться на дальнейшее ее развитие.

Адрес-http://www.gai.ru/print.phtm?subid=law&id=235

 

 

 

 

 

 

РИС ГИБДД МВД РТ

Предпосылкой начала работ по созданию РИС ГИБДД послужило значительное увеличение в начале 90-х годов количества автотранспортных средств и граждан, имеющих водительские удостоверения, осложнение общей криминогенной обстановки, в частности, в области угона и хищения транспортных средств.

Все это резко повысили нагрузку на сотрудников ГИБДД МВД РТ. Задержки при выдаче водительских удостоверений и регистрации АМТС достигали в то время 4-5 дней. Кроме того, сама процедура регистрации не гарантировала исключение возможности регистрации угнанного транспорта, так как в силу большой трудоемкости проводился только выборочный контроль документов на регистрируемые АМТС вручную.

Во втором полугодии 1992.г. руководством МВД РТ было принято решение о начале работ по созданию РИС ГИБДД и сформулированы основные требования к разработке, которая должна была решать основные задачи по обработке информации на качественно новом уровне и единой программно - технической основе.

Анализ существовавших в то время подходов к реализации крупных территориально распределенных систем, связанных с обработкой большого объема информации многими пользователями показал, что перспективным является построение ИС на основе промышленных реляционных СУБД и использующих технологию клиент-сервер.

С учетом ряда технических и экономических факторов, в качестве основы построения РИС ГИБДД МВД РТ было решено использовать операционную систему UNIX System V.R.3 и реляционную СУБД Informix SE.

Выполнение всего проекта было поручено нашей компании. Весь процесс создания и внедрения РИС проходил в тесном взаимодействии и при непосредственном участии сотрудников Информационного центра Управления ГИБДД МВД РТ.

Разработка системы началась в конце 1992 года. К октябрю 1993 года были разработаны и внедрены модули, автоматизирующие наиболее актуальные функции ГИБДД - регистрацию АМТС, выдачу водительских удостоверений, поиск угнанного транспорта, регистрацию, учет и анализ ДТП.

В течение 1994 года был разработан ряд дополнительных модулей, реализующих функции проведения техосмотра, учета договоров по продаже АМТС, поддержку административной практики, прием экзаменов на знание правил дорожного движения.

В настоящее время - это сложный программно-технический комплекс, развернутый в 77-ми. подразделениях ГИБДД МВД РТ и включающий 61 UNIX-сервер, более 150 персональных компьютера различных производителей, 123 алфавитно-цифровых терминала и 184 принтер.

При Управлении ГИБДД МВД РТ в 1993 году (впервые в МВД России) создан Информационный Центр (с 1996 года - Отдел информационного обеспечения) со штатом 55 сотрудников.

В настоящее время сопровождение системы, ее модернизацию и эксплуатацию в подразделениях ГИБДД МВД РТ обеспечивает высококвалифицированный персонал Отдела информационного обеспечения.

Многие из ведущих специалистов Отдела были подготовлены в учебном центре нашей компании.

В период с 1996 по 2000 гг., учебно- научным центром нашей компании совместно с УГИБДД МВД РТ, была выполнена научно-исследовательская работа, связанная с разработкой оригинальных средств и методов защиты данных информационной системы ГИБДД МВД РТ.

Адрес-http://tissa.com.ru/products/custom/index.php?p=2002112009222200

 

Хостинг от uCoz